Все мы знаем народные пословицы: «Яблоко от яблони далеко не падает»; «Из горького источника сладкая вода не потечет»; «Тот, кто не умеет играть на скрипке, другого этому не научит». Эти истоки народной мудрости, взятые из Евангелия, подтверждают истину о том, что человек, имеющий хороших отца с матерью, принесет много пользы обществу. И наоборот, ─ невоспитанные злые родители не в состоянии воспитать добрых и хороших детей. Не надо забывать о том, что воспитывает ребенка и атмосфера, в которой она растет.

 Все, кто называет себя христианином, то есть последователем Христа, кто следует за Христом, соблюдает Его заповеди, понимает эту народную мудрость, а жития святых подтверждают ее. Читая, к примеру, житие родителей преподобного Сергия Радонежского Кирилла и Марии, мы можем убедиться в этом.

Усилить молитвенное обращение вы можете подав бесплатную записку на литургию у мощей Сергия Радонежского

Обращение будет прочитано в храме на ближайшей литургии у частичек святых мощей.

    Отправляя данную форму вы даете согласие на обработку персональных данных

    О житие Кирилла и Марии

    Ростовская область. Небольшое местечко Варница ─ родина родителей преподобного Сергия. Сейчас там находится Троице-Сергиев Варницкий монастырь. 

    Листая страницы истории, перенесемся на семь веков назад. На месте монастыря находилось богатое боярское поместье. Владели им бояре Кирилл и его супруга Мария. Они были дружелюбны и гостеприимны, принимали всех, кто пожелает. Не раз к ним в гости заезжали ростовские князья, у которых Боярин Кирилл находился на службе. Он, как один из самых близких к ним людей, не раз сопровождал ростовских князей в Золотую Орду. Это были опасные путешествия, из которых многие князья и бояре не возвращались, погибая за отцовскую веру.

     Жили Кирилл и Мария просто, их домашний быт был очень близок к крестьянскому быту. Добрые родители воспитывали детей в смирении, целомудрии и любви.

     Святой Епифаний о праведных родителях преподобного Сергия говорит так:

    «Господь, благоволивший воссиять на земле Русской великому светильнику, не попустил родиться ему от неправедных родителей, ибо такому детищу, которому по устроению Божию должно было впоследствии послужить духовной пользе и спасению многих, подобало иметь и родителей святых, дабы доброе произошло от доброго и лучшее приложилось к лучшему, дабы взаимно умножилась похвала и рожденного, и самих родивших во славу Божию».

     Кирилл и Мария в священном семейном союзе произвели на свет Божий трех детей ─ сыновей Стефана, Петра и Варфоломея (в будущем – преподобный Сергий). Жили они праведной и благочестивой жизнью: помогали бедным людям, бездомным предоставляли крышу над головой, еду и ночлег. 

    Никто не записывал историю их жизни, ведь не смотря на то, что они были боярами, по сути, вели обычный образ жизни сельских тружеников. Она известна только Богу и современникам Кирилла и Марии, но по тому, какого сына они воспитали, праведное существование родителей не требует доказательств. Хотя многие случаи из жизни родителей святого Сергия описаны в его житие. 

    Однажды сын Кирилла и Марии – Варфоломей, будучи еще маленьким мальчиком, увидел возле своего дома странствующего путника. Странник был изнеможен долгими скитаниями. Варфоломей пожалел скитальца и пригласил его в дом, сказав, что родители не выгонят его, будут рады его видеть, накормят и дадут отдохнуть. Доброта мальчика поразила странника, но, увидев родителей, он понял, откуда она у столь не созревшего юнца. Она передалась от родителей, которые в период духовного и физического роста личности помогли утвердиться своему ребенку в добре. Святитель Платон пишет об этом так:

    «Счастливы родители, которые прославляются в своих детях, и счастливы дети, которые приумножили честь и благородство своих родителей»

    Когда благочестивая Мария вынашивала под сердцем будущего духовного отца Сергия, промысел Божий помог ей распознать в будущем ребенке благодать. А было это так.

     В один из воскресных дней мать пришла в церковь на божественную литургию и смиренно стала, по тогдашнему обычаю вместе с другими женщинами в церковном притворе. Началась литургия. Вдруг, незадолго перед чтением святого Евангелия, среди всеобщей тишины и благочестивого молчания, у нее в утробе вскрикнул младенец, да так, что многие в ее окружении женщины обратили внимание на этот крик. Когда начали петь херувимскую песню, младенец вскрикнул в другой раз, и к тому же уже настолько громко, что голос его был слышен по всей церкви. Понятно, что преподобная мать сильно испугалась, а стоящие возле нее женщины стали между собой переговариваться, что бы мог означать этот необыкновенный крик младенца? Тем временем литургия продолжалась.

     Когда священник произнес: «Святая святых!», младенец воскликнул в третий раз, и обескураженная мать чуть не упала от страха. Она начала плакать, женщины окружили ее и начали успокаивать «плачущего ребенка». Не увидев его, стали спрашивать: «Где же у тебя младенец? Почему он кричит так громко? Зачем ты прячешь его под одеждой?» Но Мария в душевном волнении, обливаясь слезами, едва могла произнести им: «Нет у меня ребенка, спросите еще у кого-нибудь». Женщины стали оглядываться вокруг, и, не видя нигде младенца, снова пристали к Марии с тем же вопросом. Тогда она вынуждена была им сказать откровенно, что под одеждой действительно нет младенца, а она носит его в утробе». 

    Описатель жития Сергеева, преподобный Епифаний, рассуждает об этом необычном приключении таким образом. Он говорит о том, что то, что случилось в церкви, достойно удивления. И то, что младенец, будучи в утробе матери, не вскрикнул где-либо вне церкви, в уединенном месте, где никого не было, а именно во время службы и в окружении достоверных свидетелей этого обстоятельства, подтверждает промысел Божий. По его мнению, сам Господь захотел, чтобы он прокричал в церкви – в месте чистом, святом, где пребывают святыни Господни и совершаются священнодействия, знаменуя тем, что и сам он будет совершенной святыней Господа. Достойно замечая и то обстоятельство, что младенец прокричал не один, не два раза, а именно трижды, являя тем, что он будет истинным учеником Святой Троицы.

    Понимая волю Божию, благочестивые родители Кирилл и Мария стали внимательны к путям Провидения, особенно мать преподобного Сергия. Она стала очень внимательна к своему состоянию. Всегда имея в мыслях, что она носит в утробе младенца, который будет избран Святым Духом, Мария, во все остальные поры беременности готовилась встретить в младенце будущего подвижника благочестия. Она тщательно начала соблюдать душу и тело в чистоте и строгом воздержании во всем: отказалась кушать мясо, молоко, рыбу. Ела только один хлеб и овощи. Постоянно молилась Богу, удаляясь от людей. И в тишине уединения со слезами изливала перед Богом свою горячую материнскую молитву о будущей судьбе своего младенца. В своих молитвах она дала обещание Господу, что если у нее родится сын, он будет свято служить ему.

    Когда родился малыш, праведные родители пригласили своих родных и добрых знакомых разделить с ними радость по случаю рождения нового члена семьи, и все благодарили Бога за эту новую милость, явленную Им в доме благочестивого боярина. На сороковой день младенца окрестили в церкви. Ребенку дали имя Варфоломей, потому, что в этот день праздновалась память святого апостола Варфоломея. Священник, крестивший мальчика, почувствовал прилив необычной благодати и предрек родителям, что этот ребенок родился на радость людям. Это имя по своему значению своему - сын радости - было особенно утешительно для родителей. Радость переполняла их сердца, ведь они видели перед собой начало исполнения тех светлых надежд, которые были заложены в этом ребенке со дня его чудесного провозглашения в утробе матери. Они радовались тому, что Бог сделал им прекрасный подарок – воспитывать и растить своего Избранника. 

    Вскоре Мария, а затем и другие стали замечать в ребенке что-то необыкновенное: когда матери случалось насыщаться мясной пищей, то младенец не брал ее грудь; то же повторялось, и уже без всякой причины, по средам и пятницам: в эти дни младенец совсем не обращался к пищи. И это повторялось не раз, не два, а постоянно. Мария, конечно, начала беспокоится и думать, что ребенок заболел. Но на нем не было заметно признаков болезни. Тогда мать начала поститься, не стала употреблять мясо, а Варфоломей стал питаться ее молоком, кроме среды и пятницы. И тогда мать еще раз удостоверилась в том, что ее сын ─ приемник Божий. И продолжала усердно молиться, а юный отрок вместе с молоком матери и ее молитвами впитывал дух Священного Писания.

    Когда ребенок подрос, он продолжал поститься в среду и пятницу, не вкушая в эти дни никакой пищи. Укрощая юную плоть своей сдержанностью и трудами для сохранения чистоты душевной и телесной, он не выходил из влияния своих родителей. Воспитанный примерами и уроками благочестия, мальчик вырос богобоязненным, целомудренным, скромным и послушным на радость родителям. В нем рано открылось чувство любви к молитве и готовность к подвигам в угоду Богу. 

    Между тем жизнь в славном именитом поместье становились все хуже. Частые путешествия боярина Кирилла в Орду со своим князем, большие дани и непосильные подарки ордынским вельможам, жестокий голод, княжеские междоусобицы, суета, старость сказались на его здоровье и состоянии поместья. И Кирилл решил покинуть родной город и перейти на службу к другому князю.

     В двенадцати верстах от Москвы был небольшой городок Радонеж. Туда и переселился блаженный Кирилл со всем своим семейством. 

    Старший сын Стефан женился и стал заниматься хозяйством. Младший из сыновей Кирилла Петр также избрал супружескую жизнь, но Варфоломей и в Радонеже продолжал свои подвиги, размышляя о суете всего земного. 

    Когда Варфоломею исполнилось двадцать лет, он просил родителей отпустить его в монастырь. Но они сказали, что стали старыми и немощными, а ухаживать за ними некому, ведь у братьев немало семейных забот. Также они сказали, что рады, что Варфоломей заботиться о том, как угодить Господу Богу. Это дело хорошее. И попросили послужить им немного, пока Бог явит милость свою над ними и возьмет их к себе.

    Варфоломей послушал родителей и исполнил их просьбу. Ведь послушание родителям ─ это тот же путь служения Богу, как и монашество. Посвятить себя без остатка тем, кто нуждается в твоей помощи, это пример самоотречения и смирения, без которых невозможно где-либо спасти душу свою для Небесного Царства.

    Так Господь постепенно приводил юношу к спасительному пути. В конце своей жизни родители Варфоломея Кирилл и Мария пожелали воспринять на себя ангельский образ. Эта традиция была принята на Руси многими. Три версты от Радонежа был монастырь Покрова Пресвятой Богородицы, состоявший из двух отделений: стариков и старух. В этот монастырь и направили свои стопы праведные отцы Варфоломея, чтобы провести остаток дней своих в покаянии и приготовлении к другой жизни.

    Почти в то же время произошло важное изменение и в жизни старшего брата Варфоломеева – Стефана. Жена его Анна умерла, оставив ему двух сыновей – Климента и Иоанна. Похоронив жену, Стефан не захотел уже жить обычной жизнью и тоже постригся в монахи.

    Перетружденные старые родители недолго прожили в монастыре. Около 1339 года они умерли. Дети почтили их слезами сыновней любви и похоронили под покровом той же Покровской обители, которая с этого времени стала усыпальницей рода Сергиева.

    Когда было составлено жизнеописание схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, на иллюстрациях их изображали как святых, с нимбами. Старое предание гласит, что сам преподобный Сергий очень часто ходил к захоронению родителей и завещал своим почитателям, заходить на их могилы помолиться об их упокоении и потом уже идти к нему. Таким образом, любящий сын всю жизнь почитал своих родителей и соблюдал заветы Господа.

     С тех пор эту славную традицию поддерживали все ехавшие на богомолье в Лавру преподобного Сергия. Перед тем, как посетить Лавру, они заезжали в Хотьковский Покровский монастырь и воздавали память святых Кирилла и Марии. Особенно почитание родителей усилилось после того, как люди стали замечать, что после поклонения мощам, исчезали многие болезни.

    Мощи родителей

    Летопись Хотьковского Покровского монастыря наводит свидетельство о том, как молитвенное обращение к преподобному Сергию и его родителям спасало людей от тяжелых недугов. Особенно проявилось их покровительство во время народных бедствий – страшной моровой язвы, эпидемий холеры. Тысячи людей стекались в Хотьково. В гробнице отцов преподобного читалась неусыпно Псалтирь и молитва святым схимонахом Кириллу и схимонахини Марии. В то же время они уже чтились в монастыре. 

    Почитание праведных родителей продолжалось в монастыре все время, пока он существовал. В 19 веке уже вся Россия чтила святые мощи, хотя официального прославления Кирилла и Марии как святых еще не было. Во время революции, в 1917 году, Хотьковский монастырь закрыли. Покровский собор превратили в склад, а другие помещения храма — в мастерские. Мощи Кирилла и Марии переложили в склеп недалеко от Собора, и они остались невредимы.

    Прославление преподобных осуществилось в 1981 году. Память о Радонежских святых Кирилле и Марии почитается 19 июля, на следующий день после памяти обретения мощей преподобного Сергия.

    Сейчас мощи святых  находятся в Никольском храме Покровского Хотькова монастыря. Возобновилось празднование святым 11 октября и 31 января.

    Иконы

    На иконах святые Кирилл и Мария изображаются в схимнических одеяниях, как супружеская пара, вдвоем, но есть и варианты икон с изображением по отдельности. Также на одной из вариаций благочестивые родители изображены с сыном преподобным Сергием и как бы обращаются к нему. На одних иконах показано житие преподобных схимонахини Марии и схимонаха Кирилла, а на других ─ их погребение.

    Покровительство святых Кирилла, Марии и Сергия проявляется в чудесах исцеления, происходящих на протяжении всей истории существования монастыря Хотькова. Многочисленные свидетельства об этом подтвердили их святость и утвердили почитание преподобных как святых.

    Общецерковное прославление Кирилла и Марии в лике святых состоялось в 1992 году, ровно через 600 лет после преставления их «сына радости», преподобного Сергея Радонежского. В том же году образован женский Хотьковский монастырь Покрова Пресвятой Богородицы.

    Послесловие

    Уважение к родителям – это многовековая традиция, которая передается из поколения в поколение. Но в современном мире она часто нарушается. Молодые люди, обесценивая опыт старших поколений, живут своим умом. И поэтому к пониманию добродетели и греха приходят методом проб и ошибок. В итоге в человеческом обществе наблюдается разгул пороков и страстей.

    Но Бог заповедал нам: «Почитай отца и мать». Почитать – это значить проявлять глубокое уважение, заботу и попечительство так, как это делал преподобный Сергий и другие праведники, появившиеся на этой земле благодаря праведным родителям. Только такой поворот в сознании людей, ведущий к исполнению святой заповеди Иисуса, может дать земле нашей таких же святых. Человек должен начинать свой жизненный путь в своих родителях, вбирать их мудрость. Это тайна жизни, которую забывать нельзя.

    В свою очередь родители, на примере святых Кирилла и Марии, должны любить, наставлять, приучать и поощрять своих детей к хорошей инициативе. Они должны осознавать ответственность за воспитание детей в плане физического, умственного и духовного развития. Вера и благочестие в детях должны зародиться на примере духовной жизни семьи.