Иконы и исторические факты из жизни Сергия Радонежского отражают внутренний мир святого, который столь почитаем до сих пор. Иконы, посвященные этому святому, можно встретить практически в каждом храме. С икон на прихожан взирает строгое, но одухотворенное лицо. И святой готов утешить горюющих, дать поддержку просящим, убедить сомневающихся.
Во времена жизни Сергия Радонежского, когда святой был известен уже далеко за пределами своей скромной лесной обители, на него приехал посмотреть один человек. В это время Сергий Радонежский трудился на огороде в обители. Гость и застал его в таком виде – с грязными руками, в подряснике, с садовым инструментом. Пришедший был очень возмущен, так как предполагал увидеть величественного старца, напоминающего бога. Он даже начал сердиться на других монахов, которые проводили его к Сергию Радонежскому. Гость решил, что над ним просто смеются или издеваются. Монахи хотели выгнать ругающегося горе-паломника с территории монастыря, но Сергий Радонежский остановил их. Гостю же сам Сергий пообещал следующее: «Не скорби, друг, ты вскоре увидишь того, кого хотел видеть».
Усилить молитвенное обращение вы можете подав бесплатную записку на литургию у мощей Сергия Радонежского
Обращение будет прочитано в храме на ближайшей литургии у частичек святых мощей.
Через некоторое время в ворот святой обители оказался князь. Пришедший поселянин увидел, что этот самый князь пал в ноги тому самому оборванному монаху, начал просить у него милости и благословения, произносить молитвы. Тогда этот человек понял, что перед ним находится истинный святой Сергий Радонежский. Когда князь решил все свои вопросы и погостил в обители, поселянин тоже бросился в ноги к святому и стал умолять того о прощении. Но Сергий Радонежский не стал его порицать или взывать к совести, он лишь ответил: «Чадо, не скорби, ибо ты один верно думал о мне, говоря, что я простой человек, все же прочие ошибаются, полагая, что я велик!».
Такое поведение святого старца и его смирение настолько изменило жизнь и мироощущение человека, что он уже не смог жить своей прежней жизнью. Вскоре он вернулся в святую обитель и обратился к преподобному Сергию с просьбой остаться там навсегда. Сергий Радонежский принял этого человека, вскоре он постригся в монахи. В этом и была истинная суть святого Сергия Радонежского: в доброте, смирении, жалости и людям, в нежелании осуждать даже того, кто сам плохо к тебе относится. Он настолько полюбил Христа, что Его именем творил великие чудеса. Например, своими молитвами извел из земли источник воды, который в дальнейшем носил его имя. Известно, что сам святой был против такого названия, ведь этот источник – дело не его рук, а Божий промысел.
Еще одним чудом стало воскрешении умершего ребенка. Но Сергий Радонежский не принимал все эти заслуги на себя. Родителям ребенка он сказал, что им все показалось, а мальчик всего лишь очень крепко заснул.
Не переносили молитв святого Сергия нечистые, которые с ужасными криками выходили от одержимых.
Святой жил очень чисто, честно и благородно, именно эти качества привлекали в его жизнь благодать.
Есть свидетельства, что святому во время Литургии служили Ангелы. Посещала святого и сама богородица, которая обещала милость ему, его обители, всем духовным наставникам и чадам святого.
До конца мирского пути преподобный Сергий Радонежский проживал очень скромно. Он не носил дорогих и лаже новых вещей, всегда очень строго соблюдал посты. Именно таким его запомнили современники и служащие обители.
Когда появились первые изображения святого
8 октября 1392 года святой Сергий Радонежский закончил свой земной путь. Почитание святого началось сразу его после его кончины, хотя церковь даже не успела официально причислить его к лику святых. Ровно через 30 лет другие монахи из обители обрели мощи Сергия Радонежского, что стало для них великим утешением. В 1422 году был создан первый образ преподобного.
Это была не написанная икона, а вышитая пелена для гроба Сергия Радонежского. Она стала подарком для монастыря от Василия, сына Дмитрия Донского. Доподлинно неизвестно, кто автор этого изображения, но чаще всего такие предметы делали жены или дочери князей, желающие послужить церкви. Но случай с этой пеленой решили не оставлять без внимания. Историки внимательно изучили изображение и сделали вывод, что создать его мог только тот человек, который хорошо знал святого, видел его при жизни. Такой вывод был сделан на основании того, что изображение передает тонкие черты внешности. Большинство историков и искусствоведов считают, что автором вышивки является Андрей Рублев.
Именно благодаря первой иконе довольно рано сложилось описание внешности святого в «иконописных подлинниках». Вот как советует писать пресвятого. Сергия один из них, относящийся уже к началу XX в., созданный иконописцем, художником В.Д.Фартусовым на основе древних источников:
«Старец 78 лет, из боярскаго русскаго рода, средняго роста, худой, с седой жидковатой бородой средней величины и жидковатыми волосами на голове; лоб у него – открытый, брови – поднятыя, нос – средний. Одежда на нем – подрясник, перепоясанный парамантом, присланным Константинопольским патриархом, мантия, схима на плечах и епитрахиль, как у пресвитера».
Самый ранний из известных и сохранившихся иконописных образов – это икона Богородицы, на которой также изображены преподобный Сергий Радонежский и арх. Гавриил. Она была написана через несколько лет после официального прославления святого. Сюжет иконы не передает явление Богоматери святому, как многие думают. На иконе преподобный сам склоняется в молитве перед Пречистой.
Довольно древнее изображение святого относится к 1480 году. Есть предположение, что образ святого был написан по заказу царя Ивана III, после того, как у него родился сын Василий. Это была своеобразное выражение благодарности преподобному Сергию. Другие историки считают, что создан был этот образ в 1460 году (или даже немногим раньше), сразу после того, как были обретены мощи святого. Этот образ обычно именуется Троицким, так как был обнаружен в иконостасе Троицкого собора, где расположены мощи преподобного. Возможно, это самая первая «житийная» икона преподобного, которая отражает самые важные события из жизни святого.
В 1510 году была написана еще одна житийная икона. Место ее нахождения – это Успенский Собор в городе Москве. За основу сюжета, переданного на иконе, послужило житие Преподобного Сергия Радонежского, которое написал Пахомий Логофет (из-под его пера вышли многие жития русских святых). На иконе 17 клейм, которые представляют собой моменты из жизни святого и чудеса, которые он совершал.
Какие каноны установились в иконографии прп. Сергия, их значение
Каноны и традиции дальнейшего писания святого были заложены первыми иконами с его изображением. Основной образец – это надгробная пелена.
Одежда преподобного
Обычно Сергия Радонежского изображают в тех одеждах, которые он носил в своей повседневной жизни. Это было полное монашеское облачение, которое было предписано носить всем инокам (до богослужебных реформ патриарха Никона). Одежда святого представляла из себя куколь и подрясник. Свт. Симеон Солунский пишет о куколе:
«Кукуль спускается и спереди на грудь – ради силы мысли и сердца, а также и на спину. Он обшит вокруг червлёными крестами, для того чтобы этим царственным и страшным знамением отгонять врагов, спереди и сзади нападающих на нас».
Именно такое одеяние и видно на святом. Оно как будто лежит на плечах, но полностью не прикрывает голову.
Верхняя одежда святого представляет из себя мантию коричневого цвета. При жизни преподобный одевался очень скромно. Его одежды были пошиты из самой дешевой и грубой ткани, крашенины. Именно такой внешний облик и передается на иконах.
Благословение и слово истины
Жесты Сергия Радонежского на иконах изображают по-разному. Чаще всего это правая рука, которую он держит у области сердца. Это означает сердечные молитвы, которые преподобный неустанно читал во время своего земного пути. Также такой жест означает священническое благословение.
Есть и иконы, где пальцы святого сложены на манер оратора или проповедника. Обычно левой рукой преподобный держит развернутый свиток, содержащий слова поучений для потомков. Их сохранилось не так много, но все это – заслуга его учеников и сподвижников (сам игумен при жизни не писал никаких сочинений). Иногда на иконах встречается посмертное обращение к братьям, которые и дальше остаются служить в обители: «Внемлите себе, братия, всех молю, прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и телесную…».
Поясные, ростовые, житийные изображения
Самые первые иконы изображают святого в полный рост, но постепенно стали появляться и те, которые изображают Сергия Радонежского до пояса. Серьезные изменения обычно претерпевали именно ростовые изображения святого. Они давали людям больше возможностей для осознания заслуг святого. Эти изображения часто дополнялись и углублялись.
Начиная с XV века многие изображения начали представлять фигуру старца как вытянутую вверх. Такое специфичное изображение частей тела свидетельствует, что Сергий Радонежский всю свою жизнь стремился попасть в Царство Небесное.
Мантии святого тоже стало уделяться значительное место на иконах. Она символизирует то, что он покрывает собой всю Россию, защищает ее. Это особо ярко представлено на поздних работах учеников Ярославской школы иконописи. Фоном в таком случае обычно идут исторические события, которые происходили в России в XV—XVII веках.
XV—XVI вв. положили начало целой серии «житийных» икон с изображением святого старца. В первые годы после официального церковного признания сюжеты «житийных» икон были сосредоточены на подвигах Сергия Радонежского, его неустанных молитвах и монашеском пути.
С течением времени иконописцы начали уделять большее внимание уже посмертным чудесам Сергия Радонежского.
Среди прижизненных деяний особо выделяют защиту страны от врагов и духовную помощь воинам. Например, это сюжеты Куликовской Битвы с участием князя Дмитрия Донского, сюжеты Казанской войны Ивана Грозного, чудесное спасение монастыря от польских интервентов в начале XVII века.
Некоторые сюжеты и клейма потом перерастают в полноценные, самодостаточные иконы.
Икона Сергия Радонежского «Куликова Битва»
Сюжет иконы датируется концом XVII века, когда исполнилось 300 лет с «Мамаева побоища». Так, икона Ярославской школы, которая упоминалась выше, была «надставлена» несколькими дополнительными клеймами. Они изображали события, происходящие перед битвой, картины самого сражения, а также победу русских православных воинов.
Позднее появилась икона «Благословение преп. Сергием Радонежским великого князя Дмитрия Иоанновича накануне Куликовской битвы». Современные историки видят в этой иконе серьезное символическое значение – шлем князя, который лежит на земле, куколь святого, благословенный крест и опущенный меч Дмитрия. Все это символизирует, что победа была завоевана не при помощи грубой физической силы, но силой православного русского духа.
«Чудо о птицах»
Это еще один сюжет из жизни святого, который получил самостоятельное значение. На иконе святой молится о своих учениках и видит много птиц. Они символизируют благодать обители и ее иноков.
Явление пресвятой Богородицы
Один из первых «житийных» сюжетов, который потом стал самостоятельным. На иконе Сергию Радонежскому является Божья Матерь.
Первые такие иконы исходят из самой Сергиевой обители. На них представлены: Пречистая с апостолами и святой, который преклоняет перед ней колени. Позади святого его ученики. Один из них, Михей, испугался и прикрыл лицо куколем. В верхней части – образ Святой Троицы. Троицкие иноки иногда вместо Михея изображают Никона. Благословение Пречистой касалось судьбы монастыря, и именно Никон в дальнейшем взял на себя настоятельство.
В чем помогает молитва святому согласно церковному преданию
Ученик святого, прп. Епифаний, пишет о своем авве:
«Он всех вместе равно любил и равно почитал, не выбирая, не судя, не взирая на лицо человека, ни над кем не возносясь, не осуждая, не клевеща, ни с гневом, ни с яростью, ни с жестокостью, ни со свирепостью; и зла он не имел против кого-либо; но слово его в благодати солью было растворено с приятностью и с любовью».
К святому обращаются с любыми телесными и душевными заболеваниями. Обращаются к Сергию ученики и преподаватели, которые просят благословения на свои труды. Это связано с тем, что Сергий освоил грамоту по Божьему благословению.
Также к святому обращались во время массовых бедствий и нашествия врагов. Одержимые грехами просят сил и помощи при борьбе с ними.